Ariki.ru - Оловянные солдатики / Берсерк, 10 век.

Берсерк, 10 век.

Берсерк, 10 век.

"Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в драпе (длинном стихотворении) о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г. Сказано там следующее: "Берсерки рычали, / битва кипела, / облаченные в волчьи шкуры выли / и потрясали мечами" ("Grenio?o berserker / gu?r var ?eim a sinom / emio?o ulfhe?nar / ok i sarn glumdo") ( ?orbjorn Hornklofi. Haraldskv??i. VIII 5-8 // Den norsk-islandske skjaldedigtning / Finnur Jonsson. Kobenhavn; Kristiania, 1912. B. 1. S. 25-26. ). Поэзию скальдов, очевидцев путешествий и сражений, принято считать сравнительно надежным свидетельством для историков (так же думал и Снорри Стурлусон), и вполне можно допустить, что какие-то воины, известные под именем берсерков, действительно рычали. Сходно вели себя "облаченные в волчьи шкуры": они выли. Сцена описана столь скупо, что невозможно решить, в чьей армии (Харальда, его противников или в обеих) шумели берсерки и позволительно ли рассматривать фразы берсерки рычали и облаченные в волчьи шкуры выли как относящиеся к разным людям: возможно, перед нами поэтические синонимы.

О том, кто и когда придумал сложное существительное berserkr "берсерк", сведений не сохранилось. Торбьёрн мог сочинить его сам, но, если учесть словоупотребление в "Старшей Эдде", более вероятен вывод, что он лишь сделал это слово популярным или по крайней мере узнаваемым. В таком случае с berserkr произошло нечто подобное тому, что наблюдается в истории русского слова лукоморье : его изобрел не Пушкин, но знают его сегодня только благодаря прологу к "Руслану и Людмиле". В "Эдде" берсерки упомянуты дважды и оба раза как обозначение полулегендарных героев. В "Песни о Харбарде" Тор похваляется, что сражался с невестами (или женами) берсерков ("bru?ir berserkja") ( Harbar?sljo?. 37 1-2 // Edda. Die Lieder der Codex Regius nebst verwandten Denkmalern / G. Neckel. Bd. I: Text. Vierte, umgearbeitete Auflage von Hans Kuhn. Heidelberg, 1962. S. 84.). Эта фраза дала повод думать, что женщины тоже могли впадать в раж, как и берсерки-мужчины. Даже Ф. Грён, скрупулезный и осторожный исследователь, склонялся к такому выводу ( Gron F. Berserksgangens vesen og arsakforhold: En medisinisk-historisk studie // Det Kgl Norske Videnskabers Selskabs Skrifter. 1929. Trondhjem, 1929. B. 4. S. 300. ), но более вероятно, что "жены берсерков" – это кеннинг для великанш. С великаншами у Тора действительно было много неприятностей.

Основу того, что известно о берсерках, составляют не случайные упоминания в "Эдде" и не строчка из драпы Торбьёрна, а главка, посвященная Одину, в "Круге земном" ("Истории норвежских королей") Снорри Стурлусона: "Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка " ( "O?inn kunni sva gera, at i orrostu ur?u ovinir hans blindir e?a daufir e?a ottafullir, en vapn ?eira bitu eigi heldr en vendir, en hans menn foru brynjulausir ok varu galnir sem hundar e?a vargar, bitu i skjoldu sina, varu sterkir sem birnir e?a gridungar. ?eir drapu mannfolkit, en hvartki eldr ne jarn orti a ?a. ?at er kalla?r berserksgangr" (Snorri Sturluson. Heimskringla / Bjarni A?albjarnarson // Islenzk fornrit. Reykjavik, 1941. B. XXVI. Bl. 17). ).

И наконец, в сагах, записанных, как и "Круг земной", в XIII в., рассказаны многочисленные истории о берсерках. В сагах о древних временах берсерки – отборные воины, телохранители короля (самый известный пример – "Сага о Хрольве Жердинке": см. подробное обсуждение этого сюжета у А. Ольрика ( Olrik A. Rolf krake og den ?ldre skjoldungr?kke. Kobenhavn, 1903. )), но в родовых сагах, или в сагах об исландцах, они мародеры и насильники. Большинство эпизодов стереотипно по содержанию и композиции. Незадолго до Рождества некто огромного роста и наделенный необычайной силой, часто в сопровождении одиннадцати человек (но их может быть и меньше), является незваным на ферму с намерением забрать все, что там есть ценного, и принудить женщин к сожительству. Если фермер дома, он либо болен, либо немощен и не может дать отпор гостям. Но чаще он находится за много миль от дома, в далекой провинции Норвегии. Главарь пришельцев – берсерк, готовый доказать в поединке свое право распоряжаться чужим хозяйством. Желающих сразиться с силачом, да еще прославившимся в таких поединках (все его противники мертвы), не находится. Но как раз в это время на ферме случайно оказывается мужественный исландец, который либо принимает вызов, либо побеждает бандитов хитростью. Результат всегда один и тот же: берсерки убиты, включая тех, кто надеялся спастись бегством. Когда неприятности позади, возвращается хозяин и щедро одаряет спасителя, а тот слагает в память о случившемся событии вису (скальдическое стихотворение из восьми строк), и его подвиг становится широко известен.

Берсерки идут напролом. Любая попытка стать им поперек дороги приводит их в исступление. Именно в такие моменты пена выступает у них на губах и они начинают кусать щит. Ни меч, ни огонь не страшны им, хотя власть христианского миссионера над огнем сильнее, чем власть берсерков, и он может снять заклятье с пламени (берсерки – язычники). К счастью, их неуязвимость точно очерчена формулой: берсерка нельзя ранить железом и сжечь, но можно забить насмерть дубиной, что часто и делается. Эти эпизоды хорошо изучены и систематизированы ( Guntert H. Uber altislandische Berserker-Geschichten // Beilage zum Jahresbericht des Heideiberger Gymnasiums. 1912. Heidelberg, 1912; Blaney B. The berserkr. His Origin and Development in Old Norse Literature. Ph. D. diss. Colorado University, 1972; idem. The Berserkr Suitor: The Literary Application of a Stereotyped Theme // Scandinavian Studies. 1982. Vol. 54. P. 279-294; Beard D. J. The Berserkir in Icelandic Literature // Occasional Papers in Linguistics and Language Learning. 1978. Vol. 4. P. 99-114. ).

История берсерков рассматривалась в двух планах: религиозном (связь с Одином) и психологическом (причины и симптомы ярости). Дополнительные вопросы возникли в связи с тем, что спорна этимология слова berserkr . Второй компонент, - serkr , значит "рубашка", но ber - можно понять либо как "голый", либо как "медведь". Соответственно, berserkr – это либо "медвежья рубашка", либо нечто вроде "без рубашки, лишенный рубашки" или "голая рубашка", т.е. "рубашка и ничего больше". Сторонники первого толкования связывают берсерков с культом медведя, а "голорубашечники" подчеркивают роль наготы в сказаниях о германских воинах. Эти линии иногда пересекаются, так как наготе тоже придавалось религиозное значение, и еще потому, что, как говорит Снорри, который, быть может, колебался, решая для себя этимологию ber -, берсерки были сильны, как медведи, и сражались без оружия."

Либерман А. С. Германисты в атаке на берсерков / Древнейшие государства Восточной Европы – 2003. – М.: "Восточная литература" РАН, 2005

"Сага об Инглингах так рассказывает о берсерках: «Они шли без кольчуг и иных доспехов, они кусали края своих щитов и были сильны, как медведь или боров. Они убивали людей, но ни огонь, ни железо не могли причинить вреда им.»

Известно упражнение, используемое берсерками для демонстрации своих способностей. Оно называлось «Медвежий Жар» — обнаженный воин садился зимой в снег и долго сидел там, не чувствуя холода и не заболевая после. Любопытно, что нечто аналогичное было известно и в Ирландии: «Велик был воинский пыл Кухулина и такой жар шел от его тела. что растаял снег на тридцать шагов вокруг» (из саги «Похищение быка из Куальнге»), а в Тибете подобное упражнение практикуется и до сих пор представителями некоторых мистических школ.

Как и воины-волки, берсерки — воины-медведи — широко использовали различные виды магии оборотничества, описанные нами выше. Оборотничество берсерков упоминается многими северными сказаниями, в том числе — великолепным сказанием о короле Хрольфе и Ботваре, сыне Медведя: (текст приводится по английскому изложению проф. Гвина Джонса: Scandinavian Legends and Folk Tales, by Gwyn Jones. Oxford, 1956)

Вдруг король Хьорварт и его люди увидели, как перед королем Хрольфом и его людьми появился огромный медведь и стал для короля особой охраной. Своими белыми лапами он убил больше врагов, чем все королевские герои вместе взятые, удары не причиняли ему вреда, и копья отскакивали, затупляясь, от его шкуры. Люди и лошади в ужасе бежали от него, а всем, кого ему удавалось схватить, он с ужасающим хрустом ломал кости или сжимал мертвой хваткой до тел пор, пока жизнь не покидала их. Громкий ропот пронесся по войску короля Хьорварта, и шепоток страха распространился по его рядам, как огонь по соломе.

«Где же Ботвар? — подумал Хьялти. — Наши враги были бы разбиты при его натиске. Где он может быть, если покинул нас в столь грозный и великий час?»

Он обрушился на врагов и пробился с боем к залу, где увидел Ботвара. Тот сидел, склонив, как бы в раздумье, голову, и молчал.

— Вставай. — стал уговаривать его Хьялти. — Время ли сейчас для лени и дремы? Где твоя доблесть, твоя верность нашему королю?

Он схватил его и постарался поднять на ноги.

— Встань на свои сильные ноги и испытай силу своих рук, костьми и жилами больше похожих на медвежьи. Вставай. — прокричал он вновь, — или я подпалю весь зал. Увы, ты потеряешь всю славу, которой столь долго наслаждался!

Ботвар встал, слегка пошатываясь.

— Ты сослужил королю гораздо худшую службу, нежели надеялся, мой Хьялти. — сказал он. — Но я вижу, что тщетно бороться с судьбой. Все случится, как и должно произойти. Смерть — это ничто, добрая слава — вот ради чего стоит жить. Я пойду с тобой на битву, и вместе мы сделаем все, что в наших силах.

Они возвратились на поле битвы, и белый медведь при их появлении сразу же исчез. Ход битвы тут же переменился...

Именно на примере воинов-берсерков удобнее всего рассмотреть истоки недюжинной силы, выносливости и неуязвимости воинов, практикующих звериные культы. Судя по всему, данное искусство (а соответственно, и обучение ему) содержало две основные части, первой из которых является умение приводить себя в состояние «боевого неистовства» (сканд.) или «боевого пыла» (ирл.), и использовать это состояние. Второй частью звериных культов является установление шаманской связи со зверем-тотемом.

«Боевое неистовство», как нам представляется, суть разновидность священного экстаза, обозначаемого скандинавским термином odr, т.е. некоторое, вполне определенное особое состояние сознания. Священный экстаз в равной степени почитался неотъемлемым элементом и поэтического (заклинательного) искусства, с чем связано, например, и имя самого Одина, восходящее к тому же термину. Любопытно, что в сохранившихся древнеирландских рукописных правилах приема воина в дружину-фьана вторым по значимости условием стоит прекрасное владение претендентом стихосложением.

Принцип воздействия на человека «боевого неистовства» можно проиллюстрировать на простом общеизвестном примере — хождение по углям, которые многие люди могут совершать, приводя свое сознание в особое состояние, действительно родственное и священному экстазу поэта, и «боевому неистовству» древних воинов. Собственно говоря, каждый из нас путем несложной аутогенной тренировки может добиться умения делать отдельные участки кожи нечувствительной к воздействию высоких температур, причем принципиальным является то, что при правильном подходе к делу не только снимаются болевые ощущения, но и не происходит изменения тканей (т.е. возникновения ожога). Увеличьте этот эффект во многие сотни раз, и вы получите представление о неуязвимости берсерков для мечей и копей противника.

Надо сказать, что уже к началу II тысячелетия настоящие звериные культы оказались достоянием лишь очень немногих воинов; прочие же, называвши себя берсерками, например, либо просто подражали поведению древних воинов в надежде испугать противника, либо вообще являлись психически нездоровыми людьми. Об этом свидетельствуют северные саги, пестрящие рассказами о поражениях берсерков, и в то же время сами определяющие воинов-медведей как непобедимых в равном бою. Вот пример из Саги о Греттире, записанной, как предполагается, не позднее начала XI века:

Берсерк сидел на коне, на голове у него был шлем, и нащечники не застегнуты. Он держал перед собой щит с железным ободом, и вид у него был грозный. Он сказал хозяину:

— Выбирай, да поживее! А что тебе советует этот верзила? Или сам хочет со мной потешиться?

Греттир сказал:

— Мы с хозяином друг друга стоим: ни тот, ни другой не задира.

Снэколль (берсерк — А.П.) сказал:

— Вы и подавно испугаетесь со мной биться, если я рассвирипею.

— Поживем — увидим. — сказал Греттир.

Берсерк решил, что тот ему просто зубы заговаривает. И вот он громко завыл и, поднеся щит ко рту, стал кусать край щита и свирепо скалиться. Греттир бросился вперед и, поравнявшись с конем берсерка, как ударит ногой понизу щита. Щит так и влетел берсерку в рот и выломал челюсть, и она свалилась ему на грудь. Греттир же левой рукой схватил викинга за шлем, а правой в то же время выхватил висевший у пояса меч и ударил викинга по шее, так что голова слетела с плеч..."

Антон Платов. "Боевая магия Севера" / Наследие предков, № 5 / 1998, c/ 16-18

"... С точки зрения почитателей Перуна, берсерки - это не проявление воинской мудрости, а наглядная иллюстрация того, что получается, если берешься не за свое дело. Вселение "духа зверя" (медведя) давало такому воину неистощимый запас энергии. Но является фактом, что "когда ты смотришь в бездну - бездна смотрит в тебя"; и поэтому можно говорить не только об " овладении духом зверя" берсерками, но и так же равно говорить об " одержимости духом зверя". Известно, что принимая настойки редких наркотических трав и сушеные мухоморы, берсерки становились нечувствительными к усталости и боли, не замечали ран, превосходили в силе и ловкости лучших воинов, могли использовать все резервы организма. Но, известно также, что для многих берсерков первый бой становился и последним - они сжигали дотла все жизненные силы и умирали от полного истощения организма или от потери крови из многочисленных ран, так как, впадая в боевое бешенство, они бились без доспехов, а то и вообще без одежды. Берсерк в одиночку был способен один потопить вражеский драккар, задержать большой отряд, обвалить на себя дом, погибнув вместе с врагом; но это была "одноразовая торпеда" , а не разумная самостоятельная личность, не воин в полноценном смысле этого слова. Оставшиеся в живых берсерки вынуждены были всю оставшуюся жизнь употреблять настой - без этого они умирали или превращались в дряхлую развалину; боец постепенно становился явным безумцем - мир галлюцинаций для него был более явным, внешний же мир становился навью. Обладая силой зверя, берсерки расплачиваясь за это приступами немотивированного боевого безумия в мирной обстановке: подчас убивая всех, кто оказывался в пределах досягаемости (даже родных и близких). Если в военное время многие таны, ярлы и конунги готовы были держать берсерков в своих дружинах, то в мирное время их просто убивали как бешенных псов, платя марку серебра (цена десятивесельного драккара) за голову каждого убитого берсерка. И даже в военных походах берсерки жили отдельно от остальных воинов и плавали на отдельных кораблях. Единственным местом, где берсерки могли чувствовать себя в безопасности, был лагерь воинов на острове Йомна (Волин). Кроме того, дошедшие до нас косвенные данные о распределении военной добычи позволяют сделать вывод о том, что химические составы, принимаемые берсерками не только разрушали их психику, но и корректировали их сексуальные пристрастия: берсерки никогда не получали своей доли женщин, предпочитая за их счет увеличить долю молодых красивых мальчиков. Таким образом, берсерки не "воины-маги без страха и упрека", какими их хотят представить почитатели Велеса, а используемые боевые машины, роботы, во время приступов немотивированного безумия не делающие разницы между своими и чужими. ..."

Ярослав Добролюбов, Лютобор. Истоки воинской мудрости

"... Манера воевать по-германски в более поздних средневековых источниках описывалась, например, следующим образом: "...его войны (Одина) бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие войны назывались берсеркрами" ("Сага об Инглингах", VI). Доблесть германского воина — свирепая отвага и безудержная воинская сила. Этот способ ведения боя противоположен римскому рационально-геометрическому строю и соответствует скорее описанному многократно Гомером ряду поединков сильнейших передовых бойцов. Римляне придерживались согласованности военного строя, дисциплины. В противоположность им "германцы развивали мистическое wut; odhr — священное, божественное неистовство. Кто пал его жертвой, тот одержим богом" (Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 111.). Нащупывается точка соприкосновения с древними греками.

Германские корни wut; odhr обозначают как боевую ярость, так и одержимость, божественную энергию поэта. К этим корням восходит имя одного из главных богов воинственного германского пантеона: "Водан, что значит "ярость", правит войнами и вселяет в людей храбрость перед лицом врагов" (Bremensis Adam, Gesta Hammaburgensis ecciesiae poiitificum. Ed. B.Schmeidier, 3. Hannover, 1917. S. 257.). Существует версия, что Водан является скрытым виновником смерти своего сына Бальдра (Мелетинский Е. Один // Мифы народов мира. М., 1992.). Свиту Одина составляют волки и вороны. Воины, наиболее выдающиеся своим wut: называются berserkr и ulfhe ?inn. С таким воином и может быть сопоставлен Геракл. ..."

В.А. Косарев. Гнев Геракла / Классическая филология на современном этапе. Сб. научных. трудов. М., 1996, с. 92-100.

" Арктическая истерия замыкает специфический «круг» косвенно взаимосвязанных пароксоидальных состояний, которые и с медицинской, и с магической точек зрения стоит изучать совокупно:

- шаманский транс
- боевой транс берсерка
- эпилептический приступ
- арктическая истерия

Чем связаны эти четыре явления?

Прежде всего – феноменологией:

1) Во всех четырех случаях человек находится в измененном состоянии сознания, часто сопровождаемом синдромом СПС (сумеречное помрачение сознания) и амнезией (как правило – ретроградной и антероградной одновременно).

2) Во всех четырех случаях присутствует резкое увеличение физических возможностей человека. Для боевого транса – это одна из важнейших характеристик. Для арктической истерии – описан целый ряд случаев, когда несколько взрослых мужчин не могли силой удержать одного человека (даже подростка), вошедшего в состояние «мерячки»; или, наоборот, – когда изможденные болезнью или старостью вставали и обретали силы молодого мужчины. (Более того, в некоторых случаях авторами наблюдений указывается, что человек в состоянии арктической истерии становится мало уязвим для холодного оружия – а это прямая аналогия с трансом берсерка.) Для эпилепсии и шаманского транса данная характеристика второстепенна и, тем не менее, - присутствует и четко выражена.

3) Все четыре явления избирательны и «консервативны» по отношению к человеку: нельзя быть «немножко» берсерком, шаманом или эпилептиком. Это – дискретная характеристика человека, либо – да, либо – нет; причем, если «да» - то на всю жизнь. То же самое верно и в отношении арктической истерии – есть люди, подверженные ей, и люди, для которых состояние арктической истерии невозможно. Впрочем, исключения, разумеется, бывают – в предельно экстремальных ситуациях; однако, и в этом все четыре феномена сходны.

Во-вторых, четыре этих состояния ассоциируются со сходными объективными физиологическими изменениями (при вхождении в состояние):

1) Изменение соотношения амплитуд электромагнитных ритмов мозга (к сожалению эти и подобные исследования выполнены только для эпилепсии и легких форм арктической истерии – понятно, что снять ЭЭГ с берсерка в боевом трансе… гм… затруднительно).

2) Резкое изменение церебральной гемодинамики (характера и интенсивности циркуляции крови, омывающей головной мозг).

3) Общие отклонения от нормы в составе крови (так, характерен существенный дефицит кальция; для эпилептиков большое значение имеет еще и магний, но по другим категориям данных по магнию у меня нет). "

Платов А.В. Арктическая истерия: между шаманом и берсерком. - М., 2012

Вверх / На главную